Заикание - нарушение темпа и ритма речи , в следствии судорожного состояния мышц речевого аппарата. Ребёнок заикается в следствии комплексного воздействия предрасполагающих причин и неблагоприятных условий.
Логопед Слимак Олег Владимирович
К предрасполагающим причинам возникновения заикания у детей относятся следующие:
ребёнок заикается, т.к. имеет место ослабление или дезорганизация функции центральной нервной системы, в следствии нервных, инфекционных, и соматических заболеваний, у родителей - невропатическая отягощённость родителей;
ребёнок заикается и у него присутствуют ночные страхи, энурэз, раздражительность и эмоциональная нестабильность - невропатические особенности ребёнка;
ребёнок заикается из-за несовершенства вегетативной нервной системы и повышенной реактивность высшей нервной деятельности, её плохой сопротивляемости психическим травмам - конституциональная предрасположенность;
ребёнок заикается приняв по наследству врождённую слабость речевого аппарата - наследственная отягощённость;
ребёнок заикается потому, что внутриутробные и родовые травмы, асфиксия, инфекционные, травматические и другие нарушения в следствии детских болезней вызвали поражения головного мозга.
Логопед Слимак Олег Владимирович
К неблагоприятным условиям относятся:
ребёнок заикается в следствии физической ослабленности;
ребёнок заикается, т.к. имеют место возрастные особенности деятельности мозга;
ребёнок заикается в следствии ускоренного развития речи;
ребёнок заикается в следствии скрытой психической ущемлённости;
недостаточность положительных эмоции между взрослыми и ребёнком приводят к тому, что ребёнок заикается;
ребёнок заикается из-за недостаточности развития моторики, у него недоразвито чувство ритма и его мимико-артикуляционные движения несовершенны.
Заикание - сложное речевое расстройство, механизмы которого до такой степени сложны, что на сегодняшний день до конца не раскрыты и не объяснены. Поэтому сейчас ещё нет высокоэффективной методики устранения этого дефекта.
Логопед Слимак Олег Владимирович
Во время занятий с заикающимся ребёнком или группой детей важно следовать таким дидактическим принципам: индивидуализации и коллективности, систематичности и последовательности, сознательной активности, наглядности и др.
Самым важным из перечисленных дидактических принципов является индивидуализация занятий, т.е. индивидуальный подход к заикающемуся ребёнку. Основной приём работы - это игра.
Абсолютно ясно, что основной вид деятельности ребёнка - игра. Через игру ребёнок познаёт мир. Играя он легко усваивает необходимые знания, умения и навыки. В логопедической практике с заикающимися детьми широко используется этот вид деятельности ребёнка, как источник личностного развития, формирования речи и навыков общения. Во время совместной игры эффективно осуществляется коррекционное воздействие на речь и личность заикающегося. Общение между ребёнком и логопедом во время игры происходит "на равных". Завоёвывается любовь и доверие ребёнка, преодалевается его скованность и застенчивость.
Во время игры создаются ситуации, побуждающие ребёнка к свободному общению речью, отвлекающие его внимание от дефекта речи, представляются богатые возможности для осуществления целенаправленной коррекции. Играя ребёнок получает благотворное воздействие на общее психическое состояние. Логопед Слимак Олег Владимирович В процессе игры у него вызывается ответная активность. Эта активность затрагивает его интересы, фантазию, воображение. Всё это повышает эффективность логопедического воздействия. Игровые приёмы призваны повысить их работоспособность. Разнообразность этих приёмов освобождает детей от утомительной, однообразной, неестественной для их возраста длительной неподвижности. Используя такие приёмы на логопедическом занятии специалист чередует виды речевой работы.
Игровые ситуации, которые создаются логопедом на занятии, направленны на формирование у детей навыков самостоятельной речи, помогают им переходить от слова к развёрнутым высказываниям.
Основные этапы работы
Расслабляющие упражнения (Релаксация)
Режим относительного молчания
Речевое дыхание
Общение короткими фразами
Активизация развёрнутой речи
Заключительные этапы работы
Куклы-петрушки, инсценировки
Самым первым этапом, является работа над формированием навыка расслабления. Необходимо научить ребёнка снимать чрезмерное напряжение и успокаиваться. Заикающимся детям свойственны повышенная эмоциональная возбудимость и мышечная напряжённость. Мышечная напряжённость присутствует как в органах артикуляции, так и во всём теле. Дети, страдающие от заикания, показывают и двигательное беспокойство, и неустойчивость нервных процессов, и быструю утомляемость. Поэтому этап формирования навыка раслабления, является первым и основным. Игровая направленность заданий на этом этапе направленна на формирование умения распозновать отдельные групы мышц, выделять их среди остальных, управлять степенью их напряжённости и наслаждаться ненапряжённым их состоянием, спокойствием.
Логопед Слимак Олег Владимирович Основной задачей второго этапа "Режим относительного молчания", является создание необходимых условий для облегчения формирования нового речевого навыка. Для этого необходимо снизить речевую активность, ограничить объём высказываний. Учитывая неестественность такого поведения для ребёнка, оформление занятий в игровой форме помогает ему соблюдать режим относительного молчания, говорить односложно или короткими фразами охотнее.
Третий этап формирования правильной речи - это работа над дыханием "Речевое дыхание". У заикающегося часто бывает нарушено речевое дыхание. Поверхностное и аритмичное дыхание настолько уменьшает объём выдыхаемого воздуха, что его не хватает для произнесения слова или фразы. Речевое дыхание, в отличии от обычного жизненного, во многом управляемый процесс. Количество воздуха, выдыхыемого человеком при произношении, сила выдоха зависят от воли человека и соответствуют смыслу и направлению высказывания. Игра является незаменимым методическим приёмом для формирования правильного речевого дыхания.
Этап "Общение короткими фразами" помогает ребёнку освоить технику правильной речи: строить речь на выдохе, выделять в речи ударные гласные, не прерывать смысловые отрезки речи на вдох или выдох, расчитывать количество воздуха, для восстановления дыхания пользоваться паузами и логическими ударениями.
Логопед Слимак Олег Владимирович Логопедические игры дают возможность воспитывать правильный речевой навык под постоянным контролем, давая необходимые указания по технике речи, исправляя запинки, не привлекая внимание заикающегося к его речевому недостатку.
"Активизация развёрнутой речи" - этап для тренировки и отработки навыков плавной и правильной речи на фоне постепенного наращивания объёма фраз. Игры на этом этапе помогают ребёнку оформить свои мысли не только короткими и чёткими, но и простыми распространёнными предложениями. В начале детям сложно и поэтому на занятии активно используються наглядный материал, призваный напомнить об изменившихся условиях игры.