Зачем нам дети? Зачем нам нужны дети? Да за тем же, зачем и все остальное в нашей жизни: для радости, для полноты жизни, чтобы не быть оди¬нокими в старости. «Я люблю детей» - что это значит? Это значит, что я получаю от них удовольствие. Ради этого удовольствия я и завожу ребенка. Я хочу ребенка, потому что я так хочу. Хочет ли он меня? Родителей не выбирают.
Когда рождается ребенок, мы так трогательно заботимся о нем. Еще бы, ведь если он плачет, у меня разрыва¬ется сердце, и я готов на все, чтобы его успокоить. Его или свое сердце? Это так легко перепутать. А если с ним, не дай Бог, что-нибудь случит¬ся? Какое у меня будет горе! Никто не хочет себе горя. Все заботятся о своих детях. О них или о себе? Мы хотим гордиться своими детьми. Хотим, чтобы они смогли то, чего не смогли мы, стали тем, чем мы не смогли стать, имели то, чего не было у нас. Хотим радовать¬ся глядя на них. Все это хотим мы. Само понятие «мой ребенок» под¬разумевает, что он мне принадле¬жит. И это совершенно естествен¬но. В нас, как и во многих других биологических видах, заложены природой родительские инстинкты. Как в наших телах существует механизм зачатия, рождения и вскар¬мливания, так и в нашей психике су¬ществует механизм, называемый «родительская любовь». Он основан на том, что родитель воспринимает ребенка как часть самого себя. Часть самую нежную, добрую и искреннюю. Именно к своим детям мы испыты¬ваем самые чистые чувства, даже если другие называют их «дети ин¬диго». Мы делаем для них столько, сколько ни для кого другого, но при этом относимся к ним как к своей собственности. Такое отношение помогает ре¬бенку выжить - сама природа га¬ рантирует ему родительскую забо¬ту, но мешает развитию его чело¬веческой личности и является при¬чиной конфликтов, непонимания и отчужденности между вырастающи¬ми детьми и родителями. А в итоге делает одинокими тех и других. Относясь к детям самым есте¬ственным образом, не замечая того, насколько эгоистична наша любовь, мы пытаемся вложить в них наш жизненный опыт, затрудняя этим их собственное свободное развитие. Облегчая себе жизнь, мы идем на поводу их желаний, позво¬ляя средствам массовой информа¬ции и случайному окружению фор¬мировать круг их интересов. Объяс¬няя им правила поведения, мы не утруждаем себя соблюдением соб¬ственных принципов, чем сводим на нет свои старания и подрываем доверие к себе. Для того чтобы по-настоящему воспитать растущего человека, то есть сохранить в нем веру в добро и укрепить его желание стать луч¬ше, необходимо иметь определен¬ное понимание человеческой при¬роды и опыт исследования себя. Это не простая задача. Чтобы дать ребенку хорошее образование, то есть открыть ему лучшее из накоп¬ленного человечеством знания, ни¬чего не навязывая от себя, необхо¬димо обладать широким кругозо¬ром и непредвзятым умом. Это зна¬чит, что быть родителем не только естественная потребность, но и се¬рьезная ответственность. Многое приходит с опытом, но есть несколько принципов, о кото¬рых необходимо знать. Во-первых, нужно не забывать, что ребенок -не твоя собственность, а свободный человек, как и ты, имеющий в этой жизни собственное предназначение и наделенный неповторимыми, при при¬сущими только ему качествами ¬ .Во-вторых, помнить, что ребенок безошибочно чувствует фальшь. Поэтому что бы мы ему не говори¬ли и сколько бы раз это не повто¬ряли, реагировать он будет только на наше поведение и наше отноше¬ние. Личный пример и внутренняя уверенность - лучшие инструмен¬ты воспитания. И, в-третьих, обратить особое внимание на окружение. То, что ви¬дит и слышит ребенок, то, что он читает и, главное, то, с кем он об¬щается в реальном или виртуаль¬ном пространстве сегодня, опреде¬лит, кем он будет завтра. Поэтому его книги, фильмы, игры, а главное товарищи, с которыми он проводит время, должны быть предметом особенного внимания родителей. Именно в создании среды, в кото¬рой растет маленький человек, про¬является искусство воспитания. Мы не можем навязать ребенку свое мнение, определив, что должно быть ему ин¬тересно, но можем исподволь подго¬товить его так, чтобы его собствен¬ный выбор пошел ему на пользу. Михаил Аршавский, психолог